"Песня лети, песня лети -
  Облети все горы,
  Всем расскажи, всем расскажи,
  Как живет наш город!"

Вид сверху на старый корпус ГНИЛенинский район. В отличие от других, в нем было сконцентрировано большинство культурных учреждений города, высшие и средние учебные заведения. В его центре было расположено старейшее высшее учебное заведение нефтяной институт им. академика М.Д.Миллионщикова. Открыт институт в 1920 году на базе нефтяного техникума. Свое имя институт получил в честь выпускника М.Д.Миллионщикова, ставшего крупным специалистом в области механики и прикладной физики, академиком, вице-президентом Академии наук, Героем Труда, лауреатом Новый корпус ГНИгосударственных премий. В 1972 году на базе бывшего пединститута открыт Чечено-Ингушский государственный университет.
Библиотека им .А.П.Чехова организована в 1904 году. Фонд библиотеки составлял - около миллиона книг. Музей краеведения - в нем было собрано 100 тысяч подлинных музейных предметов, фотографий, документов.
На территории Ленинского района расположены несколько крупных машиностроительных заводов: завод нефтяного машиностроения "Красный молот", основанный в 1896 году. Продукция завода: цементировочные агрегаты, грязевые насосы, втулочно-роликовые цепи, оборудование для нефтеперерабатывающих заводов. Ровесником завода является грозненский завод "Автоспецоборудование", созданный в 1896 году как литейно-механическая мастерская.
Библиотека им. ЧеховаКультура и спорт.
Нет, наверно, человека, который бы не знал нашего знаменитого земляка Махмуда Эсамбаева. Первый грозненец получивший звание народного артиста СССР. Помните его знаменитую папаху. Кстати, про звания. А знаете ли вы, что и Юрий Антонов, и Муслим Магомаев, и Иосиф Кобзон все были заслуженными артистами ЧИ АССР. Махмуд Эсамбаев. Человек-легенда, по другому не скажешь. Светлая ему память!Муса ДудаевМахмуд Эсамбаев!
Раиса Ахматова. Мягкая, добрая женщина. Какие стихи она писала! Я хорошо знал ее поэтесса Раиса Ахматовасына, Марата. Бывал у них дома. Жаль, что она рано ушла из жизни. Почитайте здесь про нее.
"Белое солнце пустыни". Первый советский боевик. Легендарный фильм. Я бы даже сказал - знаковый. Он проложил колею и "Пиратам", и многим другим. Наш земляк, артист театра им. Ханпаши Нурадилова приложил к этому руку. Да еще как. Помните его в "Белом солнце"? Так-то вот. Более подробно про Мусу Дудаева читайте тут. Богата была наша земля на таланты. Вспоминайте. Красавица Тамара Яндиева, обворожительный Али Димаев со своей "Замой" (Алик привет! Помнишь Борю с Партизанской?),  а наш знаменитый режиссер Суламбек Мамилов и еще много, много, много...
Дэги Багаев"О спорт, ты мир".
Сколько великолепных спортсменов вырастил Грозный. Давайте вспомним. Людмила Турищева - великая гимнастка. Весь мир рукоплескал ей. Чемпионка Олимпийских Игр, чемпионка Мира и Европы.
Борцы. Салман Хасимиков, Хасан Орцуев со своим чудо-тренером Дэги Багаевым. В свое время они были сильнейшими в мире. Я видел Салмана Хасимикова в Японии, на турнире по бушидо. В свои 40 лет он был неподражаем, валял всех подряд. Это были великие спортсмены. Звезды первой величины.Увайс Ахтаев
Помните белую 21 "Волгу", в которой сидел на заднем сиденье человек, а головой упирался в лобовое стекло? Конечно же, это он.  Увайс Ахтаев. Вася, как его ласково звали. Один из самых высоких баскетболистов планеты. 2м 37см. Ни много, ни мало. А его, даже не знаю, как сказать, клич Кинг-Конга что ли, - "Тееееееерек Впеееред!" на стадионе им. Орджоникидзе. Про футбол у нас будет, кстати, отдельная страничка. А про Васю Ахтаева читайте здесь.
В свое время у нас были отличные команды по волейболу и ручному мячу. "Автомобилист" и "Спартак". Участвовали в первенствах СССР. И не безуспешно.

Ну, а самый любимый вид спорта у нас был, конечно, футбол. Грозненский "Терек" вырастил целую плеяду отличных футболистов, но, наверно не погрешу против истины, если скажу, что самым знаменитым игроком за всю историю "Терека" был Алексей Еськов. Я помню еще пацанами мы бегали смотреть на него. Потом он играл в ростовском "СКА". Был одним из лучших нападающих Союза. Единственный из грозненских футболистов играл за сборную СССР. А сборная СССР тех лет была не чета нынешней сборной России. Чемпионы Европы. И в такой команде играл наш знаменитый земляк. В 2001 году, когда возрождали "Терек" его пригласили быть консультантом. И он не отказал. Да вот только сердце его отказало.  Не стало Еська :(( А "Терек" на следующий год, в 2002, вышел в первую лигу. Молодцы! Так держать!
Круче только яйца, выше только горы. Это про них. И про нас с вами :))

дальше мы с вами можем почитать про  - история русских в Чечне

Вид на магазин "Океан"

Минутка

Пр. Орджоникидзе. Здание "ГрозЭнерго"

"ГрозЭнерго" обратная точка

Пл. Ленина

Пруд в Треке

Ночной Грозный

 

 

 

 

 

 

 

 

Найти: на

| главная | грозненцы о грозномнемного историифото грозногофото грозненцев | гостевая книганаш чат | анкетафорум грозныйпроголосуй  | ФК "Терек"форум фанов терека ссылки | я здесь! | розыск | E-Mail | помощь |

rax.ru 


 

 

Махмуд Эсамбаев (1924-2000гг.)
О танцовщике  Эсамбаеве великая балерина Галина Уланова сказала однажды: “Такие люди, как Махмуд Эсамбаев, встречаются даже не знаю во сколько лет. Он, по существу, так пластичен, так музыкален и так выразителен... что все, что он исполняет, никто другой не смог бы...”
…Из предгорного чеченского селения Старые Атаги родом многие выдающиеся чеченские писатели, драматурги, музыканты, композиторы. Там родился в 1924 году и Махмуд Эсамбаев. Одаренный от природы   необыкновенной выразительной пластикой тела, высоким ростом, совершенным музыкальным слухом, феноменальной памятью, Махмуд танцевал с тех пор, как помнит себя. С 7 лет он с отцом  бывал на свадьбах, где плясал под одобрительный смех и восклицания старших. В 15 лет  уже танцевал в   Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца, в 19 — в Пятигорской оперетте. То были годы войны, и Эсамбаев танцевал и во фронтовой концертной бригаде на передовой, и на строительстве оборонительных сооружений, и в военных госпиталях. А в 20 лет он стал солистом Киргизского театра оперы и балета. А это значило, что молодой Эсамбаев был уникальным, в смысле разноплановости, исполнителем: овладел и    характерными,  и народными танцами, и основами профессионального балета. На сцене Киргизского театра оперы и балета Эсамбаев исполнял главные партии в классических и современных  балетах - “Лебединое озеро”, “Бахчисарайский фонтан”, “Спящая красавица”... Он также стоял у истоков киргизской хореографии, станцевал главные роли в первых национальных балетных спектаклях.
Но в 50-е годы Эсамбаев решил оставить академическую сцену и обратиться к народному танцевальному творчеству. Как раз в то время была восстановлена  Чечено-Ингушская АССР. Эсамбаев стал солистом филармонии своей республики и начал создавать танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ были индийский ритуальный танец “Золотой бог”, испанский танец “Ля-коррида”, таджикский “Танец с ножами”.
 В 1959 году Эсамбаев выступал со своей программой в Москве, затем в составе труппы “Звезды советского балета” объехал с гастролями Францию, Южную Америку. Рядом с всемирно известными балеринами он имел триумфальный успех. И где бы ни проходили гастроли,  Эсамбаев, подобно увлеченному коллекционеру, собирал танцы разных народов. Он их молниеносно разучивал и исполнял в той же стране, которая ему их подарила.
После зарубежных гастролей Эсамбаев создал свой коллектив. С  программой “Танцы народов мира” он покорил не только Россию,  но и весь мир. Журнал “Театр” писал: “Танцы Эсамбаева – это театр переживания, а не представления. На афише пишут “Танцы народов мира”, а надо бы - “Народы мира в танце”. Непременно посмотрите Эсамбаева!”   “Каждое выступление Махмуда Эсамбаева на эстраде, каждая его миниатюра — это, я бы сказал, маленький законченный балет”, — отмечал Юрий Григорович, известный балетмейстер.
Махмуду Эсамбаеву были присвоены  самые высокие награды страны и почетные звания - Народного артиста СССР и всех союзных и автономных республик,  Героя социалистического труда. Трижды он был лауреатом Международных конкурсов. Его при жизни по праву называли “чародеем танца”, “Шаляпиным в танце”, звездой балета и эстрады, великим, гениальным, “легендой XX века”... Об Эсамбаеве и с его участием снято несколько художественных и документальных кинофильмов. Имя Эсамбаева навечно занесено на плиту в галерее “Звезд эстрады Российской Федерации” в  Москве перед Государственным Концертным залом “Россия”.
Эсамбаев неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, РСФСР, СССР. При его активной поддержке строились в чеченской столице  Грозном новое здание драмтеатра, цирка…
Но все же главное в ином. Об этом говорил в выступлении в связи с кончиной  Эсамбаева в январе 2000 года Игорь Моисеев, знаменитый балетмейстер: “Представитель гордого народа, Махмуд Эсамбаев отдавал себя сближению людей. Не случайно его репертуар состоял из танцев разных народов мира. Дружба, добро, красота были целью его творчества, основой его взглядов...”
 Он легко перешагивал через зримые границы на карте, через незримые — в сознании. Его уникальное  искусство делало невозможное — примиряло, соединяло людей вне зависимости от их крови, веры, образа жизни. Эсамбаев подарил людям на стыке второго и третьего тысячелетия воплощенные в танцах мечты человечества о мире, дружбе, братстве и интернациональном единении   народов.
вверх

Ахматова Раиса Солтамурадовна (1928-1992 гг.)
Начало творческого пути  чеченской поэтессы Р. Ахматовой относится ко второй половине 50-х годов - ко времени восстановления автономии  Чечено-Ингушской АССР. Первый ее сборник стихов, изданный на чеченском языке – «Хвоме республика» («Республика родная», 1958) имел большой успех у читателей прежде всего благодаря появлению на его страницах новой для чеченской поэзии лирической героини - с ее стремлением заявить о себе как о личности и о готовности активно участвовать в жизни общества. Для чеченской поэзии это было новаторством.    В лирике Р. Ахматовой воспевалась любовь горянки, основанная на равноправии с мужчиной. Сугубо личный мир лирической героини, отображенный в первых стихах, впоследствии стал вбирать в себя общественно-значимые темы. Плодом долгих раздумий о таких понятиях, как честь, достоинство и гордость, явилось, например, стихотворение "Талисман". Лирическая героиня Р.Ахматовой в нем "вся тут, без лести, без обмана. Насквозь видна, как горная вода". Раздумья поэтессы об истории Чечни и ее народа,  окрашенной и светлыми, и трагическими красками -  в лиро-эпических поэмах "Олхазур - летящая птица", "Тропою памяти" и других.
Одной из тем поэзии Р. Ахматовой стала тема многонационального содружества народов страны. Так, в стихотворении «Сибирь» она писала о предназначении поэта - быть  выразителем дум и чаяний своего народа и связующим звеном  с другими народами, излучая приязнь и доброту и тем самым способствуя сближению народов. Необъятные дали за  горами Кавказа, скрытые в прошлом от   горцев, открылись читателю в стихах Р. Ахматовой. Это ее стихотворения "Тиса", "Селенга", "Ереван", "Махачкала", "Каспию", "Я не видела как твои луга…" и другие. В ряде произведений Р. Ахматовой – дань памяти   представителям художественной культуры   русского народа, оставившим свой след в истории Чечни   - "А Лермонтову было двадцать семь", "На могиле Бестужева".
При жизни поэтессы вышло более 20 ее поэтических сборников, многие  произведения Р. Ахматовой были изданы на русском и других языках республик СССР.
Много времени и сил отдавала Р. Ахматова   общественной деятельности. Она была   делегатом ХХII съезда  КПСС,  участницей Всемирного конгресса за всеобщее разоружение и мир, членом Советского комитета защиты мира, избиралась депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, Председателем Верховного Совета республики.
Как общественный деятель Р. Ахматова много   внимания уделяла вопросам становления современной чечено-ингушской литературы. С 1961 по 1983 годы, когда Р.Ахматова возглавляла Союз писателей ЧИАССР, произведения  чеченских и   ингушских авторов получили известность как в   республиках СССР, так и во многих зарубежных странах
вверх

Народный артист России Муса Дудаев
Народный артист России Муса Дудаев родился  13   февраля  1938 года в  селе Элистанжи   Веденского района Чечено-Ингушской АССР. Он был последним, седьмым ребенком в семье   одного из основоположников современной чеченской литературы Амди Дудаева. Своего отца Муса никогда не видел: писатель был репрессирован  и погиб незадолго до рождения   сына. Школьные годы самого М. Дудаева тоже прошли, в основном, в ссылке – в Казахстане. Но в 1956 году, вернувшись на родину, он окончил    среднюю школу и вскоре  в составе группы талантливой  молодежи  республики был направлен на учебу  в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. М.Дудаев окончил актерский факультет этого вуза  и в 1962 году  стал работать в  Грозненском театре им. Х.   Нурадилова. Он был занят практически во всех спектаклях театра, с одинаковым успехом играя   в комедиях и трагедиях. Среди его знаменитых ролей – герои трагедий В.Шекспира «Ричард Ш» и «Король Лир».  М. Дудаев также занимался переводами    с русского на чеченский язык  пьес русских и зарубежных авторов. Его переводы «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина - «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь» и «Пир во время чумы»  - стали основой спектакля «Пушкиниана», поставленного на сцене театра в 1974 году, к 175–летию со дня рождения А.С. Пушкина.
С 1968 года М. Дудаев  снимался в кино.  Его карьера  киноактера началась с    популярнейшего фильма – «Белое солнце пустыни». Всего он снялся в  26 картинах на различных студиях бывшего СССР. В частности, на Северо-Осетинской студии  он снялся в   кинолентах «По следам  Карабаира» и «Кольцо старого шейха». На киностудии «Киргизфильм»   работал  у известного режиссера Булата Шамшиева в фильме «Волчья яма». На «Мосфильме» у режиссера Владимира Наумова - в киноленте «Тегеран 43». Много  снимался М. Дудаев на студии им. Горького, в т.ч. в картинах «Под знаком однорогой коровы» и «О странностях любви».
События последнего трудного десятилетия  М. Дудаев пережил на своей родине. Он выехал  в Ингушетию лишь в октябре 1999 года  вместе  с группой актеров своего театра. И во время гастролей в Германии  в следующем году у него прямо на сцене случился инфаркт. М. Дудаев вынужден был  оставить работу в театре. Теперь он – наставник будущих актеров: с сентября 2001 года  Народный артист России  М. Дудаев живет в Москве, преподает в воскресной чеченской школе  этику, работает со студентами   национальной  чеченской студии «Нахи» в Московском Государственном институте культуры и искусств.
вверх

Баскетболист У.Ахтаев (1930-1978)
Ахтаев Увайс Мажидович мастер спорта СССР по баскетболу,  человек, самой природой предназначенный, чтобы прославиться в этом виде спорта – его рост был 238 см. Его именем был назван Центральный стадион Грозного.
В молодости У.Ахтаев учился в Карагандинском физкультурном техникуме, увлекался боксом, борьбой, легкой атлетикой, толкал ядро, пробовал силы в метании диска. В 1946 г. участвовал (от Карагандинского техникума) в соревнованиях по метанию диска на студенческой Спартакиаде во Львове. Но истинным призванием У.Ахтаева оказался баскетбол. Первым его тренером в Караганде был Исаак Камлевич. В 1946 году У.Ахтаев переехал в Алма-Ату и начал выступать за сборную Казахстана. Впервые  как баскетбольную «звезду» его отметили  на ленинградской студенческой Спартакиаде в 1947 г. Феномен роста (У.Ахтаев играл центровым) дал новые шансы не очень удачливой прежде команде, и она попала в высшую лигу. В 1948 г. У.Ахтаев принимал участие в чемпионате страны по баскетболу (Москва). В  газете «Советский спорт» за сентябрь 1948 г. в заметке об этом первенстве отмечается, что игра алмаатинцев строится на возможностях нового игрока исполинского роста. Тренеры других команд разрабатывали всевозможные тактические сценарии, чтобы оставлять У.Ахтаева без мяча. Но, медлительный по характеру Увайс,  на площадке действовал технично и изобретательно. В  дни, когда на стадионе «Динамо» играла алмаатинская команда, туда устремлялось особенно много любителей баскетбола – шли посмотреть на игру У.Ахтаева.
Мастер спорта У.Ахтаев принимал участие в чемпионате страны по баскетболу в Одессе (1950), в Ереване (1952). В 1956 г. играл в составе сборной Казахстана на Спартакиаде народов СССР, где казахстанцы обыграли команды Москвы и Ленинграда. Ушел из баскетбола в 1959 г
gotop.gif (78 bytes)вверх

logo.gif (3259 bytes)На 58-м году  (в марте 2002 г.) ушел из жизни легендарный советский футболист Алексей Еськов. Начало и последний год спортивной жизни  А.Еськова связаны с Грозным, его родным городом. В 1959 году, 15-летним, А.Еськов вошел в состав местной юношеской футбольной команды «Динамо». В 1962 и 63-м годах играл в грозненском «Тереке».  А в 2001 году А.Еськов после долгих лет работы в разных футбольных коллективах страны вернулся в родной клуб, став тренером-консультантом возрожденной команды столицы Чеченской Республики. Время между этими  вехами в биографии А.Еськова было наполнено многими важными спортивными событиями. Он был «звездой» ростовского СКА, за который выступал с 64-го года в течение десяти лет. Именно в составе этой футбольной команды он становился вице-чемпионом Советского Союза, дважды выходил в финал розыгрыша Кубка страны. В середине 70-х годов А.Еськов выступал в московском «Торпедо». Всего в союзных чемпионатах он провел 312 матчей, забив 54 гола. Дважды - по итогам сезонов 1967 и 1969 годов – входил в список 33 лучших футболистов страны. А.Еськов, пожалуй, -  единственный  грозненский футболист, который играл в составе сборной Советского Союза.  Это было в конце 60-х  - начале 70-х годов. Специалисты отмечают, что А.Еськов обладал оригинальной техникой и комбинационным даром. Прекрасно видел поле и во многом определял игру команды. Одинаково хорошо чувствовал себя в амплуа как нападающего, так и полузащитника. После завершения карьеры игрока А.Еськов перешел на тренерскую работу. Был наставником СКА и «Терека». Тренировал сборную ветеранов России. Находил время и силы для работы в Российском футбольном союзе.
gotop.gif (78 bytes)вверх

Hosted by uCoz